Последнее обновление 19 января, 2021
В 60 км к востоку от Праги находится один из интереснейших городов Чехии. Его исторический центр внесен в список ЮНЕСКО. Это городок Кутна-Гора.
До XIII в. ничем не примечательное поселение в одночасье становится богатейшим городом королевства и до XVI в. держит эту пальму первенства. А все благодаря огромным запасам серебра, которые были здесь обнаружены.
Стали появляться шахты, вокруг которых строились лачуги, лавки, пивные. Горняцкие поселки разрастались, объединялись, увеличивая тем самым границы поселка. Кутна-Гора становится крупнейшим центром добычи серебра и получает статус королевского города.
Со среброносными рудниками связана местная легенда.
Приснился как-то одному цистерцианскому монаху странный сон. Увидел служитель культа слитки серебряные. Проснувшись, решил найти место, которое ему привиделось во сне. Пошел монах на гору и стал обследовать склоны сантиметр за сантиметром. И обнаружил дорогую находку. Вещим оказался сон. Снял он с себя кутну, то есть монашескую рясу, накрыл ею найденное серебро и пошел к братьям по духу, чтобы сообщать благую весть.
С тех пор началась здесь «серебряная лихорадка». Стали селиться в округе жаждущие серебра. А на склоне вырос город с рясой на горе, или Кутна-Гора.
Собор Святой Варвары
Шедевром архитектуры является позднеготический Собор Святой Варвары. Его возведение началось в 1388 г. Инициировали строительство богатые горожане.
Посвящен собор покровительнице шахтеров святой Варваре. Ей молились горняки перед спуском в шахту. Ее рудокопы просили о спасении во время обвалов.
История собора
Замысел был грандиозным. Длина планировалась в два раза больше, чем у современного здания. Однако строительство зависело напрямую от процветания серебряных рудников. Когда в XVI в. запасы в шахтах стали истощаться, работу остановили и с западной стороны храм закрыли временной стеной. Несколько столетий строительство находилось под патронатом ордена иезуитов. Окончательно средневековый долгострой завершен в начале ХХ в.
В 1-ой половине XVII в. пожар нанес значительный ущерб сооружению. После восстановления крыша собора приобрела барочные черты. Реконструкция XIX в. придала покрытию форму трехчастного шатра, вновь сделав его готическим. Западный фасад был отстроен в неоготическом стиле.
Интерьер собора
Капеллы собора сохранили фрески XV в. на тему тяжелого труда и непритязательного быта рудокопов. На стене одной из них воспроизведена сцена работы горняков с лебедкой. На стенах другой запечатлены чеканщики монет. Самое ценное изображение в капелле Смишковской. На нем картины явления царицы Савской к мудрому царю Соломону, сцены суда Траяна.
В центральной части собора на выступе, который имитирует горную породу, установлена фигура горняка в белом плаще с капюшоном. Правая рука его держит рабочий инструмент, левая – горелку. В темном подземелье хорошо видны были белые одежды рудокопов. И это позволяло найти их в случае обвала.
Скульптур в соборе много, среди них встречаются мифологические и демонические существа, изображения из мира флоры и фауны.
Потолок центрального нефа украшают гербы состоятельных семейств, которые жертвовали средства на строительство собора.
Скамьи для молящихся деревянные, скромные. Для знатных и богатых прихожан установлены резные сиденья вдоль стен, отдельно от бедной паствы.
В одном из нефов выстроились в ряд расписанные золотом черно-белые кабинки для исповеди.
В соборе оригинальный орган. Он не открытый, как во всех культовых сооружениях, а в шкафу. Его обрамляют фигурки ангелов, играющих на музыкальных инструментах.
Праздничный вид придают богато расписанные витражи.
В каждом боковом нефе роскошные капеллы, где воздают хвалы всевышнему потомки средневековых кутногорцев.
В храме богатый алтарь.
На триптихе изображена и сама святая Варвара на фоне башни, которая является символом заточения великомученицы.
Культовые сооружения
В городе есть и другие культовые сооружения:
- Часовня тела Господня. Постройка 2-ой половины XIV в. Находится недалеко от Собора Святой Варвары. Сначала возвели нижний этаж для костехранилища. Второй уровень не был завершен.
После реконструкции 2000 г. часовню открыли для посещения. На крыше обустроили смотровую площадку, откуда открываются великолепная панорама Кутна-Горы и окрестностей.
- Готический костел Святого Якуба – первый каменный храм в городе. Начало строительства относится к 1-ой половине XIV в. Планировали соорудить 2-хбашенное строение. Однако грунт под костелом был полый, поскольку располагался он над рудниками, и решили поставить только одну башню. Она была единственной в городе и до XVII в. Костел Святого Якуба именовали Высоким собором.
В интерьере сохранились скамьи на хорах (конец XV в.), кабинки для исповеди в стиле барокко и алтарь (конец XVII в.), два барочных органа.
- Храм Святого Яна Непомуцкого в стиле барокко (середина XVIII в.). Для его строительства иезуиты пригласили архитектора Франтишека Каньку.
Боковые ниши на фасаде храма украшают скульптуры святых Адальберта и Прокопа.
Интерьер богатый и пышный. Его детали изготовлены из благородных пород деревьев и мрамора.
Потолочные своды украшают фрески со сценами из легенды о Яне Непомуке. В конце весны и начале лета в храме можно наблюдать необычное явление. Луч солнца, бьющий через один из витражей, освещает фигуру Яна Непомуцкого. Создается впечатление, что сердце святого кровоточит. Происходит это в канун празднования канонизации святого и усиливает ощущение чуда.
Иезуитский колледж
За Собором Святой Варвары находится еще одна достопримечательность – бывший иезуитский колледж, довольно длинное светлое здание. Проектировал его архитектор-итальянец Джованни Орси.
Первый камень был заложен в 1667 г. В 1750 г. завершено строительство центрального крыла и была поставлена точка. По форме здание планировалось в виде буквы E. Средств не хватило, и получилась буква F. Устроители нашли оправдание – это в честь его императорского величества Фердинанда II.
Здание строгое, сдержанное, но в то же время выглядит праздничным. Очарование ему придают барочные черты. Фасад украшен пилястрами и лепниной. На угловых башнях установлены башенки с остроконечными шпилями. Здание скорее похоже на небольшой дворец, нежели на сооружение религиозного назначения.
Первоначально колледж был соединен с Собором Святой Варвары крытой галереей. В ходе одной из реставраций она была разрушена.
Перед зданием колледжа находилась открытая терраса. Ей решено было придать сакральное значение. Напротив фасада возвели невысокую стену и украсили ее скульптурными изображениями святых. Всего здесь 13 статуй. Автор 12 скульптур в стиле барокко – каменотес Франтишек Баугут. Работал он над ними в течение 7 лет (1709-1716 гг.). Одно из изваяний – святая Варвара, покровительница города и горняков.
13-ая скульптура святого Яна Непомуцкого появилась позже.
По своей архитектуре терраса напоминает Карлов мост в Праге.
Градек (музей серебра)
Если от Иезуитского колледжа спуститься вниз по улице Варвары, дорога приведет к Градеку.
История замка
Первые документальные упоминания о Градеке относятся к 1312 г. Изначально это была небольшая деревянная крепость, со временем ставшая роскошным дворцом.
Один из владельцев, Ян Смишек, был администратором королевских рудников. Под замком он оборудовал шахту и незаконно добывал породу, из которой получал серебро. Благодаря этому он скопил баснословное богатство и придал зданию более помпезный вид.
В XVII в. слава Градека начинает тускнеть. Новая владелица превращает замок в торговую лавку и пивную.
В конце XVII в. Градек покупают иезуиты и открывают семинарию.
В последующее время здание занимали разные учреждения. Сейчас здесь располагается экспозиция музея серебра.
Музей серебра
Среди экспонатов разные виды среброносных руд, которые добывали в этих местах. Инсталляции демонстрируют нелегкий труд рудокопов.
Представлена богатейшая коллекция монет, которая насчитывает 19 тыс. единиц. На обозрение выставлены и археологические артефакты.
До настоящего времени сохранились средневековые фрески с изображением евангелистов.
Частью музея серебра является средневековая шахта. Желающие, облачившись в белые куртки, надев каски с фонариками, спускаются под землю на глубину 50 м и исследуют штольни. Здесь можно увидеть горную машину, которая поднимала руду на поверхность земли. Можно примерить на себя и роль чеканщика монет.
Влашский двор
Построено сооружение в конце XIII в. Первоначально это была хорошо укрепленная крепость для защиты торгового пути.
Когда в Кутна-Горе увеличилась добыча серебра, замок Влашский двор стали использовать для его хранения.
В начале XIV столетия в Чешском королевстве решили провести денежную реформу и все монетные дворы в государстве закрыли.
По указанию короля Вацлава II Влашский двор становится Центральным монетным двором. Здесь чеканили новые монеты из кутногорского серебра – пражский грош.
Для проведения денежной реформы Вацлав II пригласил флорентийских финансистов, чеканщиков монет, юристов. В те времена чехи называли Италию Влахией, поэтому двор стал именоваться Влашским. Его еще называли Итальянским.
На несколько столетий Влашский двор становится символом экономической мощи королевства.
Во внутреннем дворе установлен фонтан. В центре его бассейна на постаменте, изображающем груду металлосодержащей породы, стоит горняк. На голове шахтера лоток с среброносной рудой, который он держит обеими руками. С краев лотка стекают две струи, неся свежесть и прохладу.
В здании находится экспозиция музея «Королевский монетный двор». Экспонаты знакомят с историей замка, техникой чеканки серебряных денег, историей монеты пражский грош.
Посетители могут наблюдать за процессом изготовления монет по средневековой технологии.
Доступен осмотр некоторых внутренних помещений. Открыт зал аудиенций, замковая часовня 1386 г. постройки.
В подвальных помещениях располагается экспозиция исторического музея. Здесь представлено средневековое холодное оружие, орудия пытки, предметы, которые использовали для заточения воров.
Каменный фонтан
На площади Рейсковой еще одна достопримечательность и символ города – каменный фонтан. Построен он в конце XV в. архитектором Матеем Рейсеком на средства владельца Градека Яна Смишека.
В средние века фонтан входил в городскую систему водоснабжения. Вода поступала из родника в 4 км от Кутна-Горы и текла по деревянным трубам. От емкости шло два ответвления, которые питали водой Градек и Влашский двор. Служил фонтан источником питьевой воды до конца XIX в.
Кроме того, при добыче и обработке серебра требовалось большое количество воды. В Кутна-Горе ее не хватало. Для хранения воды необходим был огромный резервуар. С этой целью и соорудили каменный фонтан.
Ажурная резьба и башенки делают каменное сооружение похожим на королевскую корону.
Каменный дом
Постройка 2-ой половины XV в. Здание называют также Домом Прокопа. Сначала он принадлежал семье мясника Кроупа. Один предприимчивый и далеко не бедный горных дел мастер захотел стать еще более богатым. Для этого он женился на дочери мясника, взял фамилию жены, поселился в доме новых родственников и стал Прокопом Кроупом. Он сделал хорошую карьеру и благодаря своим стараниям получил аристократический титул.
Новому положению должен был соответствовать и дом. Кроуп приглашает каменотеса Брицци, который отделывает здание в культовой стилистике.
В 1489 г. дом увеличивают на 2 этажа. В них располагают жилые помещения и домовую часовенку.
В 1491 г. вырастает фронтон. На фронтоне композиция, изображающая Мадонну с младенцем, которых осеняют ангелы. Справа и слева от Мадонны фигуры Адама и Евы. В нижней части фронтона 2 всадника с копьями, готовых сразиться в поединке. На фризе изображения животных. Можно увидеть и геральдические знаки.
Верхнюю часть эркера украшают скульптуры святых. Внизу – барельефы с рудокопами. Это напоминание об основной деятельности Прокопа, принесшей ему богатство и почет.
В настоящее время каменный дом является филиалом музея серебра. Здесь хранятся изделия из драгоценных камней и серебра. Посетители имеют возможность осмотреть интерьеры средневековой кухни и жилых помещений богатых домов.
Часовня всех святых
В одном из районов Кутна-Горы – поселке Седлеце – находится памятник седой старины Часовня всех святых, или Костница. Это кладбищенский готический костел, история которого уходит в глубь веков.
В достопамятном XIII в. аббат седлецкого монастыря Генрих привез с места распятия Христа горсточку святой земли и развеял ее на кладбище. С этого момента место стало желанным для захоронения. Быть погребенным на кладбище седлецкого монастыря считалось честью.
Эпидемии чумы, которые в средние века выкашивали целые города, расширили территорию кладбища, и участков для погребения не осталось.
Местные власти не удосужились выделить новые погребальные места и дали указание освобождать старые могилы, а останки складировать в подвале кладбищенской часовни. За многие годы здесь скопилось около 40 тысяч скелетов.
В начале XVI в. служивший в часовне монах из бесформенных куч сложил 6 аккуратных пирамид, предварительно обработав все кости в хлорном растворе.
В XVIII в. часовню с прилегающей территорией выкупили представители богатого рода Шварценбергов. В 1870 г. новый хозяин пригласил резчика по дереву Франтишека Ринта, чтобы отделать приобретенную часовню и привести груду костей в упорядоченный вид.
Мастер проявил фантазию и создал из останков самые разные предметы. И сооружение стало называться Костницей.
По углам помещения Ринт соорудил огромные колокола. С центра купольного потолка свисает люстра, при создании которой резчик использовал все кости человеческого скелета и окаймил ее гирляндой из черепов.
Здесь можно увидеть вазы, колонны. Есть и алтарь с 4 дароносицами. Одну из стен «украшает» герб рода Шварценбергов.
Резчик оставил и свой «автограф», тоже выложенный из костей.
В историческом центре Кутна-Горы не ходит общественный транспорт. Разрешен проезд только легковым автомашинам. Да и те здесь редко встречаются. Кутногорцы бережно относятся к достояниям истории и архитектуры. Под старым городом много пустот, оставшихся от средневековых заброшенных рудников, и движение транспорта может быть опасным для хрупкого грунта.
Кутна-Гора – небольшой провинциальный городок, но очень притягательное место для туристов. Ежегодно его посещают тысячи и тысячи любителей старины.