Последнее обновление 19 января, 2021
Город Сеговия – столица провинции Сеговия в автономии Кастилия-и-Леоне. Находится на северо-западе Испании, в 90 км от Мадрида. Город примостился в живописной местности у подножия горного массива Сьерра-де-Гвадаррама в объятиях двух рек – Эресмы и Кламорес.
В 3-ем тысячелетии до н.э. на месте современной Сеговии жили древние кельтиберы.
В 80-ом г. до начала новой эры сюда пришли римляне.
С начала VIII в. и до конца XV в. городом владели арабы. Территория вошла в Кордовский халифат. Когда арабский период закончился, Сеговия на 2 века стала королевской резиденцией.
Каждая историческая эпоха оставила здесь свой отпечаток. Облик города отличается смешением христианской и мусульманской архитектуры.
Римский акведук
На площади Асагехо находится один из грандиозных памятников архитектуры – римский акведук.
Построен римлянами во 2-ой половине I в. новой эры. Проект разработал и воплотил в жизнь механик Витрувиус.
Чтобы обеспечить город водой из горной реки Фуэнтефриа, римляне соорудили водопровод, общая длина которого 18 км.
Акведук – это наземный отрезок системы из 163 сводов. Длина двухуровневого арочного сооружения – 728 м, высота – 28 м. Несмотря на впечатляющие размеры инженерной конструкции, акведук не выглядит громоздким. Он словно парит в воздухе.
Наземная часть водопровода сложена из 20 тыс. 400 гранитных блоков. При строительстве не использовались крепежные материалы. Блоки удерживаются собственным весом.
Система подачи воды была довольно сложная. Воды реки Фуэнтефриа, протекающей в 17 км от города, сначала заполняли водохранилище под названием «Большой дом» («Эль Касерон»). Отсюда поток попадал в водонапорную башню «Водный дом» («Каса де Агуас»), где вода отстаивалась и очищалась от мусора. Затем под уклоном в 1 градус очищенная вода бежала по желобу акведука.
Водный поток протекал через весь город и достигал крепости Алькасар.
Первоначально 2 верхние ниши с противоположных сторон акведука украшали бронзовые скульптуры. Одна статуя изображала Геракла. Две другие – Святого Эстебана и Деву Фуенсизлу (покровительницу Сеговии). В центре верхнего яруса была надпись с указанием даты и имени архитектора.
Утраченные в период правления мавров, фигуры Святого Эстебана и Святой Фуенсизлы воссозданы в XVI в. во время реставрации акведука.
Римский акведук – символ города. Эта уникальная реалия строительной инженерии изображена на гербе Сеговии.
Алькасар
Еще в римский период на этом месте существовало укрепление, хотя Алькасар впервые упоминается только в XII в. Алькасар находится на скалистом возвышении и был неуязвимым для врагов.
По форме крепость напоминает корабль. Это сходство придают круглые остроконечные башенки-мачты. Взобравшись на его главную, 80-тиметровую башню, можно увидеть город как на ладони.
За время существования города крепость побывала в разных ипостасях. Изначально построенный как военное укрепление, Алькасар был и мрачной тюрьмой, и артиллерийской академией.
Исполнил и свое назначение – служил резиденцией королей Кастилии. Слово «алькасар», доставшееся испанцам в наследство от арабов, означает «королевская резиденция».
Во время правления Филиппа II (1556-1598 гг.) Алькасар был перестроен. Верхней части крепостных башен придали конусообразную форму и покрыли сланцевым графитом. Однако королевская семья недолго наслаждалась обликом нового Алькасара. Двор переезжает в Мадрид, а Алькасар становится тюрьмой.
Только в 1762 г. Карл III учреждает здесь Артиллерийскую академию, которая просуществует около 100 лет.
Сейчас это государственный музей, который привлекает множество туристов.
Интерьеры дворца
Интерьеры дворца пострадали во время пожаров. Часть раритетов удалось сохранить, часть – воссоздать.
Зал Старого дворца
Другое название помещения – «Зал с венецианскими витражами». Создан во время правления Альфонсо VIII, вступившего на престол в 1158 г. и правившего до 1214 г.
В зале сохранились двойные проемы окон, выбитых в стене старого дворца.
Украшает зал коллекция немецких доспехов XV в.
Каминный зал
В интерьере мебель XVI в. На стенах – портреты испанских королей Филиппа II и сына его Филиппа III. Один из раритетов – фламандская шпалера, воспроизводящая сцену помолвки Богоматери.
Тронный зал
Из Каминного зала в Тронный короли входили через портал, оформленный в мавританском стиле.
Верх стены обрамлен резным фризом из искусственного мрамора стукко, который не смог уничтожить даже сильный пожар 1456 г. Переходит фриз в восьмигранный потолок.
В начале XX в. созданы тронные кресла с балдахином. На балдахине – девиз, на задней стенке трона – герб испанских королей.
Стены зала украшают портреты королей.
Зал Галеры
Название залу дал старинный потолок в форме перевернутого корабельного корпуса. Выполнен потолок в технике маркетри, при котором узор создается из кусочков дорогих пород дерева.
Резной деревянный фриз в стиле мудехар – своеобразном переплетении элементов мавританской, готической и ренессансной архитектуры.
На фризе 2 ряда надписей. Верхняя надпись – молитва, нижняя – сведения о строительстве зала.
На витражных окнах воспроизведены сцены из жизни королей.
Одна из боковых стен расписная. На ней изображена сцена коронации Изабеллы I Католической на главной площади Сеговии – Пласа-Майор.
Зал Шишек
Потолок украшен 392 золочеными шишками, которые и дали ему название. Форма и рисунки шишек уникальны – ни один не повторяет другой.
Потолок переходит в резной фриз в стиле мудехар и готики.
Стены зала обиты малиновой камкой – полотном, на матовом фоне которого выткан рисунок из атласных нитей. Украшают зал 2 фламандские шпалеры XV и XVI в.в.
Мебель в зале представлена резным бюро работы мастеров XVII в.
Королевский зал
На широком золоченом фризе под кессонным потолком изображения всех королей Кастилии-и-Леона.
Украшают зал и портреты правителей.
Зал Шнура
По золоченому фризу протянуто изображение францисканского шнура. Такими веревками с 5 узлами (по количеству ран Христа) монахи францисканского ордена опоясывали свою одежду. Узелки обозначали милость, послушание, целомудрие, покаяние и отрешенность.
Размещен этот элемент декора по решению короля Альфонсо X как знак покаяния и смирения своей непомерной гордыни.
По легенде, король Альфонсо однажды сказал, что если бы Бог при сотворении мира посоветовался с ним, то поднебесная была бы совершенней.
Стоявший рядом монах упрекнул короля в богохульстве. На другой день в Алькасаре случился пожар. Король Альфонсо посетил отшельника в его убежище и искренне покаялся. А во дворце появился зал Шнура.
Потолок в зале арочно-купольный с золотыми элементами декора.
На стенах доски с ликами святых и старинная шпалера с изображением батальной сцены.
Зал оружия
В зале представлена коллекция пушек, копий, пик и доспехов средневекового воина.
Часовня
Здесь находится раритет – картина Бартоломе Кардуччо «Поклонение волхвов», чудом уцелевшая во время пожара 1862 г.
В часовне венчались король Филипп II и Анна Австрийская.
Кафедральный собор
Находится на главной городской площади – Пласа-Майор. Первый камень в основание собора заложили в 1525 г. Продолжалось строительство готического собора более 200 лет. Святыня – последняя нота в испанской готике. Во время строительства собора в Европе стал утверждаться стиль ренессанс.
Экстерьер собора
Размеры собора впечатляют: 105 м – длина, 50 м – ширина и 33 м – высота. Над этой громадой возвышается 88-метровая колокольня. После пожара 1614 г. 108-метровая звонница стала на 20 м ниже: сгорел деревянный шпиль, который венчал башню.
На портале главного (западного) фасада изображение Богородицы. Южный портал носит имя 1-го сеговийского епископа и мученика Геротея, или Иерофея. Северный портал построен в XVII в. в честь святого Фрутоса – покровителя Сеговии.
Интерьер собора
Интерьер собора выдержан в стиле поздней готики. Ренессансный здесь только купол, возведенный в 1630 г.
В храме 3 нефа. Сквозь витражные окна льется мягкий свет. Вдоль стен расположена обходная галерея, откуда можно попасть в любую из 22 капелл. Приделы украшены скульптурами и картинами на религиозную тематику.
Центральный алтарь работы итальянского архитектора Франческо Сабатини посвящен Богородице и выполнен из яшмы и мрамора. Здесь же скульптуры святых, особо почитаемых в Сеговии: Фрутоса, Герофея, Валентина и Эгнация.
Украшение собора – два барочных органа XVIII в.
В зале капитула уникальная коллекция фламандских шпалер XVII в.
В музее Кафедрального собора хранятся картины испанских художников Педро Берругете, Алонсо Коэльо, Бернарда ван Орлея. Помимо произведений живописи, здесь экспонируются ювелирные изделия талантливых умельцев городов Сеговия и Толедо.
Кафедральное книгохранилище по праву гордится средневековыми рукописями. Среди них редкие книги, называемые инкунабулами. Одна из них – Синоидальный Агилафуэнте 1472 г. издания, первая книга Испании на испанском языке.
Пласа Медина дель Кампо
На площади несколько достопримечательных объектов:
- сирены Бельвера;
- памятник Хуану Браво;
- башня Лосойя;
- церковь Сан Мартин.
Сирены Бельвера
Другое название Медины дель Кампо – Площадь сирен. В 1852 г. скульптор Франсиско Бельвер и Коллазос установил на плацу фигуры двух сирен.
В древнегреческой мифологии сирены – существа с женской верхней частью тела и птичьей – нижней. Сирены Бельвера больше похожи на древнеегипетских сфинксов – созданий с головой человека и телом льва.
Памятник Хуану Браво
По лестнице можно подняться на маленькую пласуэлу Сан Мартин. В ее центре на высоком постаменте памятник Хуану Браво – вождю армии комунерос.
Бронзовая скульптура изображена в доспехах, с мечом в левой руке и знаменем коммуны в высоко поднятой правой деснице.
Повстанцы Кастилии выступили против власти испанского короля Карла I, носившего титул императора Священной Римской империи под именем Карла V.
Восстание комунерос 1520-1522 гг. было жестоко подавлено, а их предводитель Хуан Браво обезглавлен.
Башня Лосойя
Еще одна достопримечательность на площади – Башня Лосойя (XIV в.). Принято считать, что это средневековое оборонительное сооружение. Об этом свидетельствуют маленькие окна-бойницы на верху постройки.
По другой версии, возвел башню богатый человек, скотовладелец и торговец, чтобы показать свою состоятельность. Сейчас в помещении находится выставочный зал.
Церковь Сан Мартин
Доминирует на площади церковь Сан Мартин (XI в.), построенная на месте мавританского храма. Церковь романская, но в ее архитектуре отчетливо прослеживаются элементы мудехара.
Фасад церкви украшают мраморные скульптуры библейских пророков и святого Мартина. Святой изображен разрывающим свой плащ и отдающим его часть нищему.
Традиция представлять Мартина в таком образе идет из биографии благочестивого старца. Будучи в молодости военным человеком, нес службу в Галлии. Однажды в сильный мороз встретил на улице полураздетого нищего.
Никто не обращал на бедняка внимания. Возможно, нечем было ему помочь. Тогда Мартин разорвал плащ и отдал половину балахона дрожащему от холода старику. В другую половину накидки закутался сам.
В храме хранится триптих фламандца Адриана Исембрандта. Украшают его и работы Педро Мена и Грегорио Фернандеса.
Культовые сооружения Сеговии
В Сеговии много других культовых сооружений. Вот некоторые из них:
Готическая церковь Сан Мигель на Пласа Майор – постройка XVI в. на месте разрушенного романского храма. Портал церкви украшают изображения святых Сан Мигеля, Сан Педро и Сан Пабло. Церковь знаменита тем, что в ней в 1474 г. была коронована Изабелла I Католическая, о чем свидетельствует надпись на стене святыни.
Романская церковь Сан Мильян (XII в.). В ее архитектуре присутствуют детали арабского стиля: старая башня и купол. Строительство церкви инициировал арагонский король Альфонсо I Воитель. Интерьер украшают деревянные скульптуры и витражные окна в исполнении Муньоса Паблоса.
Церковь Сан Эстебан (XII-XIII в.в.). Построена в романском стиле. 53-метровую колокольню церкви венчает фигурка петушка. Местные жители любовно именуют звонницу «королева византийских башен». Главный алтарь святыни создан Луисом Фигероа и установлен в 1629 г. Его украшают полотна на библейские сюжеты. Автор работ – Франсиско Сурбаран.
Церковь Св. Юстуса и Пастора в романском стиле с уникальными росписями (XIII в.). Храм освящен в честь братьев Юстуса и Пастора, которым было по 13 и 9 лет, когда за исповедание христианской веры они были подвергнуты пыткам и казнены.
Церковь Вера Крус (XII в.). Основана рыцарями Ордена тамплиеров. Находится на противоположном от Алькасара берегу Эресмы. В плане церковь Вера Крус имеет форму 12-тиконечной звезды – символа 12 апостолов, последователей учения Иисуса Христа.
Определить, какая церковь Сеговии достойна пальмы архитектурного первенства, невозможно. Каждая вносит свою звенящую ноту в захватывающую рапсодию культовых сооружений.
Сеговия – уникальный город. На площади в 163 кв. км сосредоточено большое количество памятников старины, сочетающих элементы разных архитектурных стилей. Они создают в городе особую атмосферу, пропитанную духом многовековой борьбы испанцев против римских, вестготских и мавританских завоевателей.