Последнее обновление 9 декабря, 2020
Один из богатейших исторических городов на Волге — Ярославль, расположен в 250 км к северо-востоку от Москвы. Несмотря на то что сегодня это промышленный центр с населением около 650 000 человек, Ярославль по-прежнему богат церковным искусством и архитектурой XVI–XIX веков. Каждый год тысячи туристов посещают этот город на речных круизах или по суше.
История Ярославля
Ярославль был основан в начале XI века князем киевским Ярославом Мудрым, одним из великих правителей средневековой Руси. Его расположение на Волге было выбрано удачно, и к началу XIII века в поселении уже были монастыри с каменными церквями, что являлось признаком процветания в те времена.
В 1238 году Ярославль был разграблен монголами во время завоевания ими центральной части Руси. Несмотря на то что восстановление после монгольского господства было медленным, союз с москвичами в XV веке интегрировал Ярославль в более крупную политическую и экономическую структуру. Город выиграл от своего расположения как центр не только торговли в обширном бассейне Волги, но и эксплуатации лесных просторов Русского Севера.
Во второй половине XVI века Иван Грозный основал порт при Архангельском монастыре на Северной Двине у Белого моря с целью открытия Московии для торговли с Западной Европой. Это укрепило позиции Ярославля в торговой сети, протянувшейся от Белого моря до Сибири и Востока. С новыми торговыми возможностями Ярославль привлекал колонии русских и иностранных купцов (английских, голландских, немецких).
Несмотря на то что город избежал катастрофических беспорядков, которым подверглась Россия во второй половине правления Ивана Грозного, торговля Ярославля сократилась во время междоусобицы после смерти царя Бориса Годунова в 1605 году. Этот период политического и социального хаоса, известное как «Смутное время», привёл к разграблению большей части страны. Тем не менее Ярославль снова избежал худшего, и в 1612 году послужил объединяющим пунктом для национального сопротивления против польских оккупационных сил в Москве.
Церковь семьи Светешниковых
Одним из наиболее выдающихся участников купечества был Надеин (формально известный как Епифания) Светешников (ок. 1580—1646 гг.), пожинавший плоды торговой экспансии России конца XVI века. Основными источниками его богатства были торговля мехами из Сибири и переработка соли в средней части Волги.
В 1611—1612 гг. он и другие ярославские купцы оказывали существенную материальную поддержку народному войску во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым. Осенью 1612 г. эта армия решительно разгромила польские войска, оккупировавшие Москву в поддержку польского претендента на московский престол.
Изгнание польско-литовских войск из Москвы проложило путь к основанию в следующем году династии Романовых. Участие ярославских купцов в этой кампании национального возрождения принесло обширные торговые привилегии во времена царствования Михаила, первого царя династии Романовых. Среди главных бенефициаров был Надеин Светешников.
Расширяя свои богатства, Светешников начал похвальную практику купеческой поддержки XVII в. для строительства приходских церквей в окрестностях Ярославля. За это время на территории 35 приходов Ярославля было возведено 44 каменных храма. Только Москва могла соперничать с Ярославлем по количеству новых церквей, которые спонсировались богатыми купцами местных округов и торговыми ассоциациями.
Самой ранней из этих святынь была церковь, носящая имя Светешникова — святого Николы Надеина, строительство которой началось в 1620 году. Построенная недалеко от высокого правого берега Волги на восточной окраине древнего города, церковь святого Николы Надеина изначально, по проекту, имела пять куполов, характерные для русского церковного зодчества середины XVI века.
Отличительной чертой церкви были купола, облицованные контурной глазурованной керамической плиткой. В северо-западном углу главного сооружения была закреплена колокольня, которая была приподнята на аркадном основании. Этот наземный уровень служил погребальным склепом для семьи Светешниковых, а также хранилищем его ценных коммерческих товаров.
В качестве жеста, характерного для купеческих жертвователей, Светешников включил часовню, предназначенную исключительно для использования его семьёй. Посвящённая Благовещению, часовня была пристроена к северо-восточному углу главного строения.
Последующие обновления церкви
Последующие изменения в церкви в течение следующего столетия включали демонтаж четырёх вторичных куполов и выравнивание линии крыши. Угловая колокольня была расширена в 1690-х годах дополнительным восьмигранным ярусом и высокой «шатровой» крышей, которая стала доминантой визуального облика церкви. Вскоре после этого с южной стороны здания была пристроена небольшая часовня, посвящённая святому Александру Свирскому.
Интерьер церкви был расписан в 1640 г. группой художников под руководством Любима Агеева, мастера-живописца из Костромы. Множество расписанных сюжетов разбито на пять регистров (уровней), в которые включены эпизоды из жизни святого Николая, а также библейские сюжеты. В конце XIX века эти фрески были «обновлены» (переписаны) в строгом соответствии с первоначальными контурами XVII века. Центральным элементом интерьера является великолепный барочный иконостас, установленный в 1751 году.
Часовня была снесена в начале 1930-х годов в связи с посягательством жилищного строительства на территорию костёла.
К сожалению, судьба Надеина Светешникова радикально изменилась в худшую сторону в 1645 году с восшествием на престол царя Алексея Михайловича Романова, который жаждал его прибыльных солеперерабатывающих заводов. Обвинённый в ненадлежащем использовании государственного имущества, Светешников был перевезён в Москву для допроса в 1646 году. Уже в 1660-е годы он поддался публичному унижению и физическому наказанию и был похоронен в склепе построенной им церкви.
С установлением советской власти церковь Николы Надеина была закрыта в 1930 году и передана в краеведческий музей, который сохранил её от сноса. С 1950-х годов в ней регулярно проводятся реставрационные работы — часть неустанного труда, необходимого для сохранения величайшего сокровища купца Надеина.